Безопасность в быту
Невидимая опасность
Сегодня мы расскажем вам об опасности, которая не имеет ни цвета, ни запаха. Позволить ей навредить вашему здоровью очень просто, но вот обнаружить её крайне сложно. В народе процесс отравления окисью углерода называли – угаранием, поэтому в быту этот газ начали называть угарным.
Давайте разберём причины отравления угарным газом:
как правило, основной причиной отравления является нарушение правил эксплуатации печного отопления (несвоевременное закрытие печной заслонки, плохая тяга, недостаточный доступ свежего воздуха в топливник).
не редки случаи, когда из-за трещин в конструкции печи, забитого дымохода, люди получали дозу опасного газа.
Во время пожара в доме или квартире, выделяется большое количество вредных продуктов горения, одним из которых является и угарный газ, и если внутри такого помещения находится человек, то вероятность его отравления очень велика.
Казалось бы, что опасного в использовании мангала или гриля на древесном угле сидя в беседке? А вот что, если в вашей беседке плохая вентиляция воздуха, то там может скопиться большое количество опасного вещества.
К сожалению, распознать симптомы отравление в самом начале очень сложно. И, как правило, многие даже и не задумываются о том, что причиной их плохого самочувствия может быть угарный газ.
В самом начале, при лёгком отравлении окисью углерода могут наблюдаться следующие признаки: головная боль и головокружение, слабость и тошнота, слезотечение, сухой кашель, возможны зрительные и слуховые галлюцинации. Если вы почувствовали эти симптомы отравления, первым делом вам необходимо как можно скорее покинуть помещение, где вы находитесь и выйти на свежий воздух.
Если вы находитесь в помещении большое количество времени, с небольшой концентрацией угарного газа, может наблюдаться следующее: расстройство координации движений, тахикардия, нарушение дыхания, зрительные галлюцинации, рвота, сонливость, судороги, потеря сознания.
Повышенная концентрация угарного газа в помещении, может спровоцировать потерю сознания и коматозное состояние с судорогами. Если вовремя не оказать пострадавшему первую медицинскую помощь от отравления угарным газом, он может погибнуть.
Что необходимо делать, если человек отравился угарным газом:
Данный газ воздействует на организм человека очень быстро, поэтому необходимо вовремя оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Для начала выведите пострадавшего на свежий воздух. При отравлениях средней и тяжелой тяжестей – следует как можно скорее вызвать скорую помощь.
Чтобы обезопасить себя, соблюдайте следующие правила:
- Эксплуатируйте печи и камины в соответствии с правилами.
- Не закрывайте печную заслонку, до полного сгорания углей.
Регулярно проверяйте работу вентиляционной системы и своевременно чистите дымоход. В случае любой чрезвычайной ситуации вызывайте службу спасения по телефону 101 или 112.
Дети дома: опасные мелочи
Дом – самое безопасное для ребёнка место? Да, если об этом позаботиться заранее. Какие не очевидные опасности есть в каждом доме, и как их можно предотвратить?
Малыши – прирождённые исследователи. Все вокруг им надо потрогать, понюхать и попробовать на вкус. Они активно передвигаются, а все, что попадается на глаза, тут же отправляют в рот.
Задача родителей – не ограничивать исследовательскую активность, а создать для неё максимально безопасное пространство.
Первый шаг к безопасности ребёнка – осведомлённость родителя. Ведь, многие даже не подозревают, что та или иная вещь может причинить вред.
Частые опасности.
- Лекарства из домашней аптечки
- Содержимое шкатулки для рукоделия
- Напитки для взрослых (алкоголь)
- Бытовая химия
- Любые острые предметы (гвоздь, иголка, булавка, шпилька, кнопка)
- Тяжёлая ваза
- Батарейки, монетки
- Скатерть на столе
- Обогревательные приборы
- Плита, духовка, горячее блюдо или напиток на столе
Список потенциальных опасностей можно продолжать бесконечно, но особенно опасны для детей мелкие предметы.
Бусы
Янтарные бусы для прорезывания зубов. Такие бусы, якобы помогающие безболезненному прорезыванию зубов стали довольно популярными. Однако, научных доказательств их эффективности нет. Как именно они успокаивают боль - не понятно.
Основные риски- удушение (в результате обвития бус вокруг шеи ребёнка) и асфиксия (если бусинка от порвавшегося ожерелья попала в нос и перекрыла дыхательные пути).
Воздушный шарик
Дети любят воздушные шары, пока они не надуты- грызут и жуют тонкую резину, подражают взрослым, пытаясь надуть шарик. Однако, последствия игр с воздушными шарами – самая частая причина удушья у младенцев, поскольку, попадая в рот, тонкая резиновая оболочка может перекрыть дыхательные пути. Кстати, кусочки скотча, опасны в той же мере. Воздушные шары можно давать только детям от 8 лет и старше.
Кошелёк с мелочью, шкатулка с украшениями, косметичка, домашняя аптечка. Небольшие предметы (монеты, кольца, кулоны, бусы) могут стать причиной удушья, а яркие и блестящие таблетки, из аптечки могут быть проглочены как конфеты и привести к серьёзному отравлению.
Батарейки
Маленькие плоские батарейки могут вызвать удушье и даже внутренние химические ожоги при выделении электролита. Для спасения детей в таком случае может потребоваться операция. Чем раньше родители поймут, что произошло, и чем быстрее ребёнок получит медицинскую помощь, тем благоприятнее прогноз.
Детали конструктора, мозаика
Мелкие детали конструкторов зачастую оказываются не только во рту, но и в носу.
Долгое время это может быть оставаться незаметным. У ребёнка не дышит нос, а длительное время родители списывают это на простуду или аллергическую реакцию.
Магнитные шарики
Игрушки из неодимовых магнитов - смертельно опасны. Попадая в желудочно-кишечный тракт, магниты проходят его неравномерно. Шарики притягиваются друг к другу, повреждая слизистую кишечника. Возможен даже разрыв стенки кишечника и внутреннее кровотечение. В такой ситуации спасти ребёнка может только экстренная хирургическая операция.
Кусочки пищи
Не зря говорят «когда я ем, я глух и нем». Разговаривать, смеяться во время еды опасно для детей любого возраста. Кусочки пищи могут попасть в дыхательные пути.
Что же делать?
Действовать по принципу- поднять повыше, убрать подальше, закрыть покрепче.
Убирать подальше сумки и кошельки. Лекарства хранить на самой верхней полке, вне зоны досягаемости ребёнка. Орехи, леденцы хранить на верхних полках кухонных шкафов. Шары для надувания, полиэтиленовые пакеты, скотч - в тех шкафах, которые не сможет открыть ребёнок. Регулярно осматривать пол на наличие мелких предметов, пуговиц, сухого корма для животных.
Идеальный вариант - запереть все выдвижные и распашные шкафчики специальными замками-блокираторами, найти которые можно в любом детском магазине.
Если вы подозреваете, что ребёнок что-то проглотил, поместил себе в ухо, в нос – срочно обратитесь за медицинской помощью.
Если ребёнок подавился, и вы понимаете, что он не может откашляться – немедленно вызывайте скорую помощь.
Каждому родителю полезно изучить азы сердечно-лёгочной реанимации и маневр Геймлиха.
Важно рассказать старшим детям, что можно давать малышу, а что нельзя. Еще лучше – не оставлять старших детей присматривать за младенцами.
Конечно, исключить абсолютно все опасности мира нереально. Но, создать максимально безопасное для малыша пространство, предотвратив самые частые риски – по силам каждому.
Беседы с ребенком о безопасности
Это должен знать каждый родитель:
С 2-х лет дети становятся особенно активными и любопытными:
- исследуют плиту, утюг, обогреватель - получают ожоги.
- втыкают в отверстия штепсельной розетки булавки, шпильки, спицы - получают электротравмы.
- пробуют продукты бытовой химии и различные кислоты - химические ожогии отравления.
- берут в рот мелкие предметы, которые могут проглотить и, вследствие чего, подавиться.
4-6-летние дети начинают делать первые самостоятельные выводы:
- обследуют предметы (спички), наблюдают доступные их пониманию явления. Значительно расширяется область самостоятельной деятельности детей, а с ней и увеличивается степень риска. В возрасте от 3-х до 6-ти лет дети в своих разнообразных играх (особенно со спичками, зажигалками) часто повторяют поступки и действия взрослых, имитируют их труд. Дети дошкольного возраста отличаются чрезмерной восприимчивостью. Все, что они видят, становится предметом их внимания.
7-12-летним детям свойственно экспериментировать:
- разводить костры, в которые бросают пистоны, порох, использованные баллончики из-под аэрозолей, дезодорантов и получают тяжелые ожоги пламенем, которые могут привести к инвалидности или даже смерти.
С 15 лет мальчишек как магнитом тянет к технике:
- они ездят на мотоциклах, заправляют бак бензином и изучают электрощитки, как результат – травмы, ожоги, поражения электрическим током.
Любую ситуацию, какой бы нелепой, и невероятной она ни была, можно предупредить.
1.Прежде всего, обеспечьте технику безопасности в жилых помещениях: оградите батареи отопительной системы, закройте розетки заглушками, размещайте электропровода за мебелью.
2. Размещайте вентили газового оборудования в недоступном для детей месте.
3. Храните все предметы, с помощью которых можно зажечь огонь, медицинские препараты и бытовую химию в местах, где ребенок их не обнаружит.
4. Убирайте все опасные, острые и режущие, мелкие предметы от детей.
5. Защитите детей от горящих газовых плит, раскаленных предметов.
6. При переносе посуды с кипятком в тех местах квартиры, где внезапно может появиться малыш, будьте предельно осторожными и внимательными.
7. Острые углы столов и др. мебели закройте мягкими накладками из резины или спец. накладками для углов мебели.
8. Закройте окна и незастекленные балконы.
9. Следите, чтобы дети не играли рядом с экраном включенного телевизора и компьютера.
10. Во время купания не оставляйте детей одних в ванной комнате.
11. Покупайте игрушки в соответствие с возрастом ребенка.
ЭТИ простые правила могут казаться банальными, но, как показывает жизнь, многие о них даже не задумываются.
5 заповедей для родителей!
1. До 3-х лет вообще нельзя спускать глаз с ребенка. БЫТЬ РЯДОМ ВСЕГДА.
2. С 3 лет и старше необходимо проводить постоянные беседы, обучать и неустанно прививать навыки осмотрительного поведения и разумной осторожности;
3. Досуг детей не должен быть безразличен взрослым.
4. Правильная организация свободного времени, насыщенная интересными и безопасными играми и занятиями, отвлекающими детей от опасных шалостей – лучшая профилактика травматизма.
5. НИКОГДА ни при каких обстоятельствах не оставляйте детей одних дома даже на 10 минут.
Запретить ребенку познавать мир невозможно, ваша задача – подстраховать его, научить и предупредить возможную трагедию, быть рядом и даже на шаг впереди.
Уважаемые родители, обращаем ваше внимание на то, что осторожности в обращении с огнем нужно учить детей с первых лет жизни и постоянно.
Вы сами должны соблюдать правила безопасности, показывая положительный пример своим детям.
Уроки осторожности: 10 игровых форм для обучения ребенка правилам безопасности
Родители сегодня все чаще переживают о том, чтобы с ребенком ничего не случилось, поэтому обучение безопасному поведению становится неотъемлемой частью детского воспитания. Но что такое по своей сути обучение безопасности — запреты, ограничения и наставления. Как же соблюсти баланс, чтобы не перегнуть палку и не сделать ребенка излишне тревожным? Как сделать так, чтобы процесс из скучного превратился в занимательный и интересный для обеих сторон? Где найти на это время в цейтноте дел и совместить обучение с другими развивающими занятиями?
Как часто мы говорим детям «не трогай», «не ходи», «не открывай» — и добавляем после этого непременное «а то»: «…а то ударишься», «…а то потеряешься», «…а то тебя украдут». Так безопасному поведению обучали нас родители, так в своё время их обучали наши бабушки и дедушки, и мы, сами того не замечая, унаследовали эту систему.
Возможно, в какой-то момент во время таких предостережений вы ловили себя на мысли, что попросту запугиваете своего ребенка и всё время ему что-то запрещаете. А ребенок при этом ещё и не всегда запоминает правила, и тогда после некоторого количества повторов к предостережениям невольно добавляется раздраженное: «Ну сколько можно тебе повторять?!», «Я же тебе уже говорила!»
Сегодня, в период бума на раннее развитие, у ребенка и дня не проходит без какой-нибудь «развивашки», будь то сказка, прогулка, игра, рисование или лепка из пластилина. А ведь всё это хорошо подходит не только для развития внимания, памяти, логики, мышления, но и для обучения технике безопасности. С помощью игры ребенок лучше запомнит то правило, которое вы хотите до него донести.
Давайте рассмотрим 10 базовых игровых форм, с помощью которых это будет сделать просто и интересно.
Сказка
Практически любая сказка содержит в себе сюжеты для обучения технике безопасности. На подобные моменты стоит лишь обратить более пристальное внимание ребенка, когда вы читаете ему книгу или рассказываете сказку на ночь.
Сказочный персонаж попадает в какую-то ситуацию, и ему помогает знание правил безопасности, а вот несоблюдение их, напротив, всё усугубляет. В одной только всем известной сказке «Колобок» масса таких моментов. Например, как главный герой отвлекал внимание зверей, заявлявших «Колобок, Колобок, я тебя съем» — он пел им песенку, тем самым усыпляя их бдительность, а сам давал дёру — «только они его и видели». Или как Лиса скрыла свои истинные мотивы и стала нахваливать песенку, сокращая каждый раз дистанцию.
Чем старше ребенок, тем активнее следует вовлекать его в обсуждение сказки, для этого переходите от комментирования к вопросам: «А как ты думаешь, Лиса на самом деле хотела послушать песенку Колобка?», «почему Колобок не смог убежать от Лисы, как он сделал это раньше с Зайцем, Волком и Медведем?».
Благодаря вашим вопросам ребенок сам будет осмысливать происходящее с героями. А вы можете помочь ему с правильными выводами, например, о том, что внешность бывает обманчива и что в общении с незнакомыми важно соблюдать установленные вами правила.
Как выйти из этого замкнутого круга и сделать обучение безопасности эффективным и интересным?
Рисование
В ходе совместного рисования удобно озвучить необходимое для запоминания правило безопасности. Например, нарисовать маршрут от дома до школы и рассказать, почему так важно никуда не сворачивать; спросить, что будет делать ваше чадо, если друг будет подбивать его срезать путь.
А можно создать обсуждение после того, как ребенок самостоятельно нарисует то, что вы попросили. Этот вариант особенно хорош в качестве проверки, как ребенок усвоил то, что вы ранее с ним проходили. Например, попросите нарисовать электроприборы или колюще-режущие предметы и спросите, помнит ли он, как с ними обращаться.
Расспрашивая о деталях, вы сможете увидеть, что ребенок усвоил, а что надо бы повторить. А ещё это повод тут же поработать над ошибками и снова закрепить пройденное.
Если ваше чадо не любит рисовать, подойдет любое другое творчество: лепка из пластилина, аппликация, коллаж.
Игра
У данной формы обучения масса разновидностей: игра-эстафета, игра-соревнование, игра-ситуация, игра-квест. Используем подходящее нам, в зависимости от того правила/навыка безопасности, которому обучаем.
Вот, например, игра в мяч «свой-чужой-знакомый» (аналог «съедобное-несъедобное») закрепляет в сознании ребенка, кто относится к каждой из этих категорий.
Надо отметить, что игра идеально подходит для отрабатывания физических навыков безопасности, таких как: громко кричать, быстро бегать, уметь привлекать к себе внимание (когда нужна помощь), ориентироваться на местности. После такой игры важно пояснить ребенку, в какие моменты ему следует применять эти «отработанные» навыки.
Например, когда мы с дочкой играли в игру «Кто громче?», в конце я ей говорила: «Дочка, у тебя хорошо получается, ты так громко кричала. Вот когда тебе нужна моя помощь, ты так же громко кричи: «Мама, помоги мне!». Договорились?»
Картинки и иллюстрации
Это самая простая форма, не требующая какой-то специальной подготовки. Вы можете взять любую подходящую по смыслу картинку.
Вот, например, как тренировать запоминание внешности и внимательность: возьмите репродукцию
любого портрета и предложите компании детей посмотреть на неё 5 секунд, потом закройте картинку, а участники пусть называют по очереди, кто что запомнил. Побеждает тот, кто запомнил больше всего деталей.
А взяв натюрморт или картинку с ягодами/фруктами, легко поговорить с ребенком о том, что фрукты и овощи всегда необходимо мыть, как и руки перед едой.
Также в настоящее время можно найти в продаже уже готовые специализированные наборы карточек по детской безопасности. Они иллюстрируют различные опасные ситуации, и по ним легко ориентироваться.
Викторина
Её хорошо использовать для компании детей, например, на детском празднике или при встрече семьями. Викторина требует предварительной подготовки.
Запоминание пройдет успешнее, если на каждый вопрос будут предлагаться варианты ответов. Если ребенок отвечает неверно, ведущему следует проговорить правильный ответ.
Викторина может быть как на узкую тему (например, «Как правильно вести себя в грозу?»), так и содержать вопросы на разные темы о детской безопасности, по аналогии с викториной «Что? Где? Когда?».
И победителю, конечно же, следует вручить приз.
Прогулка-наблюдение
Любую прогулку вы можете легко совместить с обучением правилам безопасности. Например, если вы учите ребенка, как правильно переходить дорогу, то на прогулке пройдитесь до ближайшего перекрестка со светофором. Встаньте в стороне и предложите ребенку понаблюдать, что делают люди, в то время когда машины едут, и наоборот; как и те и другие понимают, что пришла их очередь переходить дорогу. Возможно, что-то понадобится прокомментировать, а что-то ребенок и сам вам расскажет.
Мини-спектакль
Одно из любимейших развлечений одновременно станет для вашего малыша хорошей тренировкой на знание правил и навыков безопасности.
Можно наделить ролями игрушек или домочадцам выступить в роли персонажей сказки, которую читали на днях. Например, когда Красная Шапочка встречает в лесу Волка, на вопрос «Куда ты идешь?» она отвечает: «Это секрет!»
В качестве сюжета для инсценировки можно взять ситуацию, например, «Звонок в экстренную службу». Один играет роль звонящего, второй — роль полицейского/пожарного/оператора скорой помощи, который просит описать, что случилось, назвать адрес, номер телефона. Хорошо бы ещё задействовать соответствующие атрибуты, в данном случае — домашний телефон (отключенный на время игры из сети). Потом участники меняются ролями. Благодаря этому приёму ребенок лучше запомнит в каких ситуациях какую службу вызывать, как пользоваться домашней памяткой с экстренными номерами.
Эксперимент
Задача эксперимента — показать природу физического явления, его свойства. Важно заранее организовать безопасные условия.
Например, ребенку 6-7 лет можно продемонстрировать, как зажженная чайная свечка, установленная в тарелку с песком, сама гаснет, если её накрыть перевернутым стаканом. И пояснить, что для горения нужен воздух (кислород), он в стакане закончился, поэтому огонь и гаснет. Так что небольшое пламя можно погасить, накрыв его покрывалом и прихлопнув по краям.
Стихи
Есть немало детских стихов, в которых звучит тема безопасности. Это форма обучения вам идеально подходит, если ваш малыш хорошо воспринимает информацию на слух и любит заучивать стихи наизусть. Надо только выделить немного времени, чтобы найти стихи об интересующих вас правилах. Например, такие:
***
У светофора окошечка три,
При переходе на них посмотри!
Если в окошке красный горит,
«Стой на панели» — он говорит.
Если вдруг желтое вспыхнет окошко,
Должен еще подождать ты немножко.
(Сергей Михалков)
***
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь,
Жжется, Леночка, огонь…»
(Самуил Маршак)
Мультфильмы
Они полны поучительных историй. Например, замечательный анимационный фильм «В поисках Немо» — история о сыне (рыбка-клоун Немо), который ослушался отца и заплыл за пределы разрешенной территории, и о том, как самому Немо и его отцу пришлось проделать длинный путь, полный препятствий и переживаний, чтобы найти друг друга.
На сегодняшний день есть целый ряд мультсериалов, посвященных теме детской безопасности. Это «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Уроки осторожности тётушки Совы», «Спасик и его друзья».
Обычно мы проводим обучение-обсуждение по окончании мультфильма.
Как и в варианте со сказками, вовлекая ребенка в обсуждение, старайтесь задавать открытые вопросы, так чтобы ребенок отвечал развернуто, вместо односложных «да» и «нет». Например: почему герой попал в опасную ситуацию, в какой момент он поступил разумно и благодаря этому избежал беды, что сделал бы сам ребенок, окажись он на месте персонажа. Всегда подытоживайте обсуждение проговариванием правила безопасности, которое должен соблюдать ребенок.
Вот так благодаря этим развивающим игровым формам мы уходим от тактики запугивания, увлекательно проводим с детьми время и развиваем при этом у них важные навыки безопасности.
Бытовая химия рядом
Для облегчения домашнего труда человечество производит огромные объемы стиральных порошков, чистящих средств, пятновыводителей, красителей, жидкостей для мытья и т. д. Отравления возможны вследствие неправильного применения определенного химического препарата и несоблюдения инструкции производителя. Чаще всего отравления препаратами бытовой химии получают дети 2-3 лет, которые из-за любопытства, привлеченные запахом и яркими упаковками, проглатывают порошки, вдыхают их пары и т.п.
Если взрослый может сказать, что случилось, то маленький ребенок не всегда в состоянии объяснить, что с ним произошло. Родители должны знать симптомы, чтобы вовремя оказать малышу помощь при бытовых отравлениях.
Симптомы бытового отравления многочисленны и зависят от того, какая химия попала в организм и в каком количестве. Даже наличие некоторых из нижеперечисленных симптомов могут указывать на отравление:
- Плохое самочувствие, слабость, отсутствие аппетита.
- Тошнота, рвота, понос, самопроизвольное мочеиспускание, боль в брюшной полости.
- Головная боль, бессознательное состояние.
- Пена изо рта, судорожные конвульсии.
- Кожные покровы и губы синеют, становятся слишком сухими или, наоборот, повышенное потоотделение.
Какие меры следует принять, оказывая помощь при отравлении бытовой химией
- Немедленно вызовите "скорую помощь", перенесите пострадавшего в соседнюю квартиру или на воздух, проветрите помещение.
- При отравлении косметическими средствами, инсектицидами, пятновыводителями, анилиновыми красителями вызовите у пострадавшего рвоту, если он в сознании. Для этого дайте выпить два-три стакана соленой воды и двумя пальцами, обернутыми чистым носовым платком, нажмите на корень языка.
- Если пострадавший без сознания, уложите его на бок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути.
- Если больной в сознании, то давайте ему пить, но осторожно, чтобы не вызвать рвоту: в состав бытовой химии часто входят кислота или щелочь, а рвотные массы в таком случае усилят ожог пищевода и ротовой полости, они могут вызвать отек гортани и остановку дыхания.
- Если у пострадавшего сильные боли в животе, то ему ни в коем случае нельзя давать ничего принимать вовнутрь (даже воды): боль может быть вызвана прободением желудка.
- Если вы оказываете помощь при бытовых отравлениях, наступивших от вдыхания паров химических веществ, то вынесите больного на воздух, освободите от одежды его грудную клетку и горло.
- При попадании щелочи или кислоты на слизистые оболочки рта, глаз, половых органов необходимо промыть или прополоскать пораженный участок водой. Промывание должно быть длительным (до получаса).
- Если дыхание затруднено - проводите искусственное дыхание.
- Если наступила клиническая смерть - искусственное дыхание сочетайте с непрямым массажем сердца.
Меры предупреждения отравления препаратами бытовой химии:
- храните препараты бытовой химии, косметические средства, кислоты и щелочи в местах, полностью недоступных для детей, под замком (но не вблизи систем отопления);
- большинство препаратов обладает повышенной летучестью, поэтому опасно создавать в квартире их запасы: со временем теряется герметичность упаковки;
- обрабатывая помещения препаратами от бытовых насекомых (инсектицидами), вынесите продукты и посуду, удалите детей и престарелых из квартиры, защищайте рот и нос повязкой из нескольких слоев марли, а глаза - очками;
- после обработки тщательно проветрите квартиру в течение нескольких часов, не применяйте инсектициды на ночь там, где предстоит спать людям;
- используйте нестандартные упаковки для препаратов, наклеивайте на них полоски лейкопластыря с отчетливо написанным названием.
Ребенок один в квартире!
С какого возраста можно оставлять ребенка одного? Это зависит от многих обстоятельств: возраст вашего ребенка, его самостоятельность, и насколько вы ему доверяете. Необходимо постепенно приучать ребенка оставаться одного.
Основными правилами, если ребенок остается один дома, должны быть:
- На видном месте напишите телефоны, по которым он может быстро связаться (ваша работа, мобильный, милиция, скорая помощь, пожарная охрана, соседи).
- Постоянно повторяйте правила поведения, устраивайте маленькие экзамены, разбирайте ошибки.
- Сами неукоснительно выполняйте правила по безопасности. Будьте примером.
- Выучите с ребенком, как его зовут, и как зовут его родителей, а также домашний адрес и телефон.
- Уберите все предметы, которыми он может пораниться.
- Проверьте, не оставили ли вы включенной воду или газ, выключили ли электронагревательные приборы.
- Закройте окна и тщательно заприте входную дверь.
- Уходя в вечернее время, не забудьте включить свет в комнатах, это отпугнет злоумышленников, и вашему ребенку не будет страшно одному.
- При расположении квартиры на первом этаже, зашторьте окна, а если кто-то стучится в окно, ваш ребенок, не подходя к нему, должен громко кричать: "Папа! Иди сюда".
- При возвращении домой предупредите ребенка об этом по телефону или домофону. Позвонив в дверь, ребенок должен ее открывать только после того, как вы полностью назовете себя.
Не оставляйте на видных местах таблетки и другие лекарства. Уходя из дома, убирайте все колющие, режущие предметы и спички. Хранение оружия и боеприпасов в квартирах, домах должно быть на законном основании с соответствующим разрешением. Хранить его нужно в недоступном для детей месте, в сейфе, где хранятся ключи и код от сейфа должны знать только взрослые.
Научите ребенка правильно обращаться с телевизором, утюгом. Объясните, что лазить в розетки запрещено, а тем более засовывать в них посторонние предметы.
Постарайтесь доходчиво объяснить ребенку, что пока он находится у себя дома за закрытой дверью, он в относительной безопасности, но стоит лишь открыть дверь, как грань между ним и преступником стирается, он тут же становится легкой добычей, хотя бы потому, что не готов к нападению из вне, следовательно, не может сориентироваться в сложившейся ситуации. Приведем лишь небольшой перечень ошибок, которые чаще всего допускают наши дети:
- они, не задумываясь над последствиями, открывают дверь, и даже если кто-то стоит на лестничной площадке, спокойно идут навстречу к незнакомцу;
- покидая квартиру, часто оставляют ее открытой, мол я быстро вернусь;
- беззаботно выбрасываю мусор или забирают почту, когда у них за спиной кто-то появился;
- садятся в лифт с незнакомыми людьми.
Дорогие родители, помните, что ваш ребенок не всегда может правильно оценить ситуацию, поэтому лучше, если он будет выполнять поручения под бдительным контролем с вашей стороны:
- Прежде чем открыть дверь, посмотри в глазок, нет ли за дверью посторонних.
- Если тебе не видно, но ты слышишь голоса, подожди, пока люди не уйдут с площадки.
- Открыв дверь и выйдя из квартиры, не забудь закрыть за собой дверь на ключ, и тогда ты можешь быть уверен, что тебя при возвращении не будет ждать дома преступник.
- Если ты вышел из квартиры и увидел подозрительных людей, вернись немедленно обратно.
- Если незнакомец оказался у тебя за спиной, повернись к нему лицом. В случае попытки напасть на тебя будь готов обороняться. Для этого ты можешь использовать портфель, сумку, мусорное ведро, ключи, брелок и т.п. Нанеси нападающему неожиданный удар и затем убегай, крича: "Пожар" или "Горим".
- Не просматривай почту около ящика, поднимись домой и посмотри там.
- Если незнакомец предлагает тебе подняться на лифте, откажись, сославшись, что ты еще задержишься или живешь на втором этаже и пойдешь пешком по лестнице.
- Если незнакомец пытается зажать тебе рот, постарайся укусить его за руку, если же ты оказался с ним лицом к лицу кусай за нос.
Открытые окна
Помните: окно – смертельная опасность для ребенка!
Москитная сетка металлопластиковых окон не предупредит вашего ребенка от падения!
Соблюдайте эти правила:
- ребенок не должен находиться без присмотра в помещении, где открыто настежь окно, или есть хоть малейшая вероятность, что ребенок может его самостоятельно открыть;
- фурнитура окон и сами рамы должны быть исправны, чтобы предупредить их самопроизвольное или слишком легкое открывание ребенком;
- если оставляете ребенка одного даже на непродолжительное время в помещении, а закрывать окно полностью не хотите, то в случае со стандартными деревянными рамами закройте окно на шпингалеты и снизу и сверху (не пренебрегайте верхним шпингалетом, так как нижний довольно легко открыть) и откройте форточку;
- в случае с металлопластиковым окном - поставьте раму в режим "фронтальное проветривание", так как из этого режима маленький ребенок самостоятельно вряд ли сможет открыть окно;
- нельзя надеяться на режим "микропроветривание" на металлопластиковых окнах - его очень легко может открыть ребенок, даже случайно дернув за ручку;
- НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ средствами детской защиты на окнах: металлопластиковые окна в доме, где есть ребенок, просто обязаны быть оборудованы специальными устройствами, блокирующими открывание окна;
- воспитывайте ребенка правильно: сами не ставьте маленького ребенка на подоконник, не поощряйте самостоятельного лазания туда, строго предупреждайте даже попытки таких "игр";
- объясняйте ребенку опасность открытого окна из-за возможного падения;
- не забывайте об этих простых правилах, находясь в гостях
Москитные сетки
Москитные сетки спасают нас от комаров и мух, но могут стать смертельными ловушками для малышей.
Москитные сетки создают иллюзию загородки и опоры. Оказавшись на подоконнике, ребёнок пытается опереться на сетку, как на стену. Обычно рама сетки крепится к оконному проёму в 4-6 местах точечными креплениями – так, чтобы раму можно было легко вынуть. Этих креплений недостаточно, чтобы выдержать даже 7-8 кг. Кроме того, сама сетка не слишком прочно держится за раму. Ежегодно фиксируются десятки случаев выпадений детей из окон. Как правило, это происходит, когда ребёнок использует, как опору, ненадёжную сетку. Ребёнку бывает достаточно секунды, чтобы совершить нечто, до чего взрослый не додумается никогда. К сожалению, иногда это нечто – непоправимая ошибка. Берегите своих детей!
- Пока малыш в комнате, пластиковые окна открывайте только в режиме «проветривание»;
- Поставьте на оконные ручки стопоры, не позволяющие открывать окна настежь или снимите и уберите ручки, чтобы ребёнок не смог открыть окно сам;
- Объясните детям, что открытое окно – это опасно, предупредите, что на сетку опираться нельзя. Малышам надо регулярно напоминать об опасности, когда они оказываются рядом с подоконником и пытаются на него забраться;
- Исключите для малыша возможность забираться на подоконник. Предметы, которые можно использовать как приступки, стулья, табуретки, следует убрать подальше;
- Не оставляйте детей без присмотра в комнате, где окна открыты, а также там, где они могут открыть их сами.