Советы учителя-дефектолога

Ребёнок стал заикаться

Многие родители задаются вопросом, почему ребенок заикается? Причин множество и в них стоит разобраться.

Бытует мнение, почему  ребенок начинает заикаться. В связи с испугом или пережитой психической травмой, но практически каждый ребенок подвергается испугам в детстве, будь - то собака или конфликтная ситуация, но не все после этого начинают заикаться. А происходит это по тому, что у ребенка начинающего заикаться была предрасположенность к такому нарушению, а возникшая ситуация всего лишь налегла на него.

Так же причина, по которой ребенок начинает заикаться может быть связана с тем, как проходила беременность матери, были ли в тот период перенесенные стрессы, психоэмоцональные травмы. Заикание у ребенка может возникнуть вследствие травм головы, в особенности, черепно - мозговой области или перенесение ребенком в раннем возрасте, в особенности в тот период, когда проходит формирование речи, заболеваний инфекционного характера, которые сопровождались высокой температурой тела.

Заикание у ребенка может быть в последствие не благоприятных семейных отношений. В семье, где постоянные ссоры, драки, не достаточное проявление любви и внимания ребенок больше подвержен данному заболеванию, чем ребенок с благополучной семьи.

   Вы заметили, что ребенок начинает заикаться, что делать? Начинать коррекцию речи и чем раньше Вы это сделаете, тем более вероятно, что избавите ребенка от него.

Что делать родителям, если ребенок начинает заикаться

В первую очередь родителям стоит создать определенный режим дня, таким образом, ребенок избавится от лишней тревожности. Должно контролироваться время, которое ребенок тратит на ночной сон. Оно должно составлять не менее 8 часом. При заикании с ребенком следует разговаривать спокойным тоном, ни в коем случае не повышать голос, разговор должен быть спокойный и не торопливый. Проинформируйте про эту особенность знакомых и воспитателей в детском саду.

Давайте ребенку возможность до конца выразить свою мысль, не стоит перебивать его или подгонять во время рассказа. Ребенку, который заикается нужно больше уделять внимания и проявлять ласку, поддерживать его и хвалить за успехи, так же больше обнимать. И не стоит проявлять плохое настроение при ребенке или раздражение, дети очень чувствуют тревогу мамы и подвергаются тревожности.

Способы лечения заикания у детей

Прежде чем начать лечение заикания, нужно всесторонне исследовать организм ребенка. Выяснить какой именно тип заикания у ребенка логоневрозное заикание (заикание возникает в результате перенесения ребенком ситуаций, травмирующих психику ребенка) или заикание неврозоподобного характера (заикание носит характер роста, проявляется постепенно с тем, как ребенок начинает разговаривать). Если исследование утвердит первый тип заикания, то лечение будет заключаться в работе с детским психологом и логопедом. Психолог поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысить стрессоустойчивость ребенка. Если же покажет исследование второй тип заикания, то здесь основная терапия будет заключаться в логопеде - дефектологе. В двух случаях работа логопеда очень важна, так она направлена на правильную постановку речи.

Как надо вести себя родителям.

  1. Не паниковать, попытаться разобраться в причинах дефекта речи.
  2. Создать дома спокойную обстановку.
  3. Не ссориться при ребёнке и не конфликтовать с окружающими.
  4. Оберегать от бурных эмоций, в том числе и положительных.
  5. Исключить шумные игры и шумные детские компании.
  6. Уменьшить интеллектуальную нагрузку.
  7. Помочь избавиться от страхов.
  8. Выработать уверенность в себе.
  9. Найти правильную тактику воспитания.
  10.  Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.
  11.  При наличии других детей в семье уделять ребёнку должное внимание.
  12.  Научить правильно общаться.
  13.  Постараться не ломать его стереотипы.
  14.  Как можно реже ходить в гости.
  15.  Ослабить нервное напряжение.
  16.  Любыми способами отвлекать ребёнка от речевого дефекта, не фиксировать на нём внимания
  17.  Не заставлять правильно повторять «трудные» слова.
  18.  Говорить в присутствии ребёнка медленно и тихо.
  19.  Повышать общую сопротивляемость организма для профилактики различных заболеваний.

Как не надо вести себя родителям.

1.Всем своим видом подчёркивать своё беспокойство.

2.Акцентировать внимание на дефекте речи в присутствии ребёнка.

3.Впадать в панику.

4.Заставлять несколько раз повторять «трудные» слова.

5.Поправлять его, передразнивать, постоянно вовлекать его в беседу.

6.Увеличивать интеллектуальную нагрузку.

7.Ссориться, конфликтовать, пугать.

8.Постоянно ломать стереотипы.

 

Помните, что сроки прекращения заикания во многом зависят от вас!

свернуть

Консультация "Развитие зрительно-моторной координации"

азвитая зрительно-моторная координация является необходимым элементом определения готовности ребенка к школе. Дети часто теряют интерес к повторяющимся заданиям (раскрашивание, обводка по контуру, штриховка и т. д.), для поддержания интереса необходимо разрабатывать новые задания и упражнения.

Зрительно-моторная координация — осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения.

Работа над развитием зрительно-моторной координации — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза. Ее необходимо осваивать, т.к. навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет.

Навыки тонкой моторики помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество — игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, то есть дают возможность приобрести социальный опыт.

Задачи:

  • Формирование способов восприятия движущихся предметов;
  • Развитие навыка прослеживания глазами за действием руки;
  • Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи;
  • Развитие осязания и мелкой моторики;
  • Формирование умения пользоваться карандашом;
  • Развитие умения проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу;
  • Развитие умения соединять точки прямой линией;
  • Развитие умения выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий.

 

Работа с лабиринтами

Материал: лабиринт

Ход работы:

Ребенок рассматривает лабиринт. Педагог предлагает ребенку привести Колобка (бусинку) к домику, прокатывая его палочкой.

Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужную геометрическую фигуру.

Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет квадратик нужного цвета или оттенка.

Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужный блок Дьенеша.

Выкладывает путь пуговицами одного цвета (чередуя по цвету; одного размера и т. д.).

 

Палочки-моталочки

Материал:

1 вариант: дорожки, препятствие в конце дорожки, веревочка один конец которой привязан к палочке, а другой к машинке.

2 вариант: веревочка один, конец которой привязан к палочке, а другой к предмету.

Ход работы:

1 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает пальцами), машинка

отъезжает, объезжает препятствие и возвращается. Ребенок следит за машинкой глазами.

2 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает кисть), предмет поднимается вверх. Ребенок следит глазами за предметом.

 

Пройди по дорожке

Материал:

1 вариант: бланки с дорожками (дорожки имеют различную фактуру), шарик.

2 вариант: дорожка из ленточек на ковролине, каталочка.

3 вариант: дорожка из проволоки, шарик с дырочкой.

4 вариант: бланк с дорожками, металлический шарик, магнит.

5 вариант: дорожка на полу, шарик.

Ход работы:

1 вариант: ребенок прокатывает шарик по дорожкам (или проводит пальцем по дорожкам), прослеживает движение глазами.

2 вариант: ребенок прокатывает каталочку по дорожке, движение прослеживает глазами.

3 вариант:

1. шарик надет на дорожку из проволоки; ребенок прокатывает шарик по дорожке, движение прослеживает глазами.

2. держит дорожку с шариком вертикально; шарик скатывается по дорожке, ребенок прослеживает движение шарика глазами.

4 вариант: ребенок перемещает шарик с помощью магнита по дорожке; прослеживает движение глазами.

5 вариант: ребенок прокатывает шарик рукой (ногой) по напольной дорожке.

 

Волшебные ниточки

Материал:

1 вариант: силуэтные изображения, веревочка с липучками, ковролин.

2 вариант: силуэтное изображение из бархатной бумаги, лист бархатной бумаги, трафарет, нитки.

Ход работы:

1 вариант: ребенок прикрепляет силуэт к ковролину, «обводит» его веревочкой по внешнему контуру, прослеживает движение глазами.

2 вариант:

1. ребенок выкладывает ниточку по контуру силуэта.

2. ребенок выкладывает ниточку по внутреннему контуру, снимает трафарет.

 

Обведи точно

Материал:

1 вариант: бланк с заданием, лазерная указка.

2 вариант: лист бумаги с изображенным предметом, фломастер, калька.

3 вариант: бланк с заданием, манка или песок, кульки.

4 вариант: фольга, трафарет, ручка.

Ход работы:

1 вариант: ребенок обводит предмет лазерной указкой.

2 вариант: ребенок обводит предмет фломастером через кальку.

3 вариант: ребенок насыпает манку в кулек (внизу кулька дырочка), обводит изображенный предмет манкой.

4 вариант: ребенок обводит трафарет, вместо листа бумаги фольга; рассматривает полученное изображение.

 

Игры с природным материалом

Материал: камешки, ракушки, различные крупы и т.д.

Ход работы:

1. Выкладывание различных изображений из камушков и т.д.

2. Поиск предметов в ведерках с крупами.

3. «Продолжи ряд».

1

Игры с прищепками

Материал: прищепки, веревка, геометрические фигуры, различные изображения.

Ход работы:

1 вариант: дети прикрепляют прищепки на одежду друг к другу, затем с завязанными глазами снимают прищепки друг с друга.

2 вариант: ребенок прикрепляет прищепки к предметным изображениям.

3 вариант: ребенок развешивает геометрические фигуры на веревочке, прикрепляя их прищепками (выбирает фигуры определенного цвета, чередует фигуры в разной последовательности и т.д.).

 

Цветочки

Материал: цветы из верхней части бутылок, шнурки, пробка, лепестки.

Ход работы: ребенок вдевает шнурок в отверстия сделанные в пробке, прикручивает пробку к цветку, подбирает лепестки к цветку по цвету.

 

 

ВАРИАНТЫ ИГР

 1. Набрось кольцо+поймай шарик. Игра "Кольцеброс". Игра "Поймай шарик".

 2. Дидактические коврики: "День и ночь", "Времена года", "Солнечная полянка"

 3. Проведение траектории. Дорожки.

 4. Книга-лабиринт

 5. Лабиринты

 6. Пальчиковый театр.

 7. Ручной труд и работа с бумагой

 8. Рисование различными способами: кистью, пальцем, свечей

 9. Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек).

 10. Конструирование из бумаги – оригами

 11. Развитие графической моторики.

 12. Рисование по трафаретам.

 13. Рисование по фигурным линейкам.

свернуть

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в парке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.

К 5-6 годам современный ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события правильно произносить все звуки и сложные слова.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды развития связной речи в старшем дошкольном возрасте – монологическая и диалогическая.

Каждая из них имеет свои особенности.

Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Совершенствуя диалогическую форму речи, необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни и семьи. Родителям следует знать, что овладение диалогической речью – является необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания. Родители, сочиняйте со своим ребенком сказки и рассказы, придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка.

Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению с взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать. Родители имеют большие возможности развивать связную речь ребенка. Основные виды - это рассказ и пересказ.

Пересказ- воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.

При пересказе ребенок опирается на готовый речевой образец: дана композиция текста, речевой материал грамматически правильно оформлен, представлена необходимая лексика. Задача ребенка - запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Следует полнее использовать влияние пересказа на формирование связной речи.

Прежде всего, родителям необходимо выразительно прочитать рассказ, который ребёнку предстоит пересказать. После чтения провести беседу, основное значение которой – выяснить, правильно ли ребёнок понял содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим признаком в беседе выступают вопросы.

Самостоятельный рассказ - высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребенок должен соблюдать нормы словоупотребления, словоизменения, произношения звуков, а также правильно строить высказывание с точки зрения логики событий. Рассказывание может опираться на разные психические процессы: по памяти, по восприятию, по воображению.

Оба вида речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из разговора-беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ - из диалога по поводу событий из личного опыта. Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослого должна прослеживаться огромная заинтересованность и желание осваивать вместе с ребенком все этапы развития связной речи.

Основные задачи для развития связной речи ребенка, которые необходимо решать в семье:

  • Формировать интерес ребенка к художественной литературе.

Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением взрослого. Спросите мнение ребенка, как бы он поступил в той или иной ситуации. Объясните значение непонятных, новых слов ребенку.

Учите связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

  • Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо закреплять в семье.

а) составление рассказов по семейным фотографиям (летний отдых, поход за грибами и т.п.);

б)     рассказы     по     сериям     картинок      с     последовательно      развивающимся действием (от 4-х и более);

в) составление рассказа по сюжетной картине, о предмете, о событиях из личного опыта.

г) составлять небольшие рассказы творческого характера на предложенную тему; придумывать свои концовки к сказкам.

Дошкольники любят фантазировать, придумывать свои сказки, новых сказочных героев, часто сочиняют целые серии приключений. Если родители включаются в эту игру, может составиться небольшая книжечка похождений какого-либо героя: родители запишут текст со слов ребенка, а малыш нарисует картинки. Детские фантазии и сказки легко записать на диктофон. Если ваш ребёнок пока не очень увлекается сочинительством, побуждайте его к этим занятиям. Рассматривая картинку, попросите придумать предысторию события или продолжить действие.

Рассказ     –    это     самостоятельное      развернутое     изложение     ребенком определенного содержания.

Детей учат составлять разные по способу высказывания рассказы.

Описание

  • часть - название предмета (например, шкаф);
  • часть -    перечисление     его    свойств,     качеств,     действий     (например,     он деревянный, с металлическими ножками, небольшой);
  • часть - оценка предмета или отношение к нему (например, мне он нравится, он старый).

Повествование -      это    развитие     сюжета     во    времени     и    логической последовательности.

Жесткая структура рассказа:

1 часть - с чего все началось; 2 часть - развитие событий; 3 часть - чем закончилось.

Рассуждение - раскрытие причинно-следственных связей.

  • часть - тезис;
  • часть - доказательство; 3 часть - вывод.
  • Вызвать интерес ребенка к театрализованной деятельности.

Необходимо поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности, для развития диалогической речи. Можно разыграть с ним сказку, предоставив ему возможность выбрать себе роль. Некоторые дети играют за всех персонажей, изображают сказку, а не просто пересказывают ее. Заинтересовать ребенка можно с помощью кукольного театра. Куклами могут быть и обычные игрушки.

Уважаемые родители! Не надо думать, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ваш ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. Просто чаще играйте с ребёнком! Ведь игра – основной вид деятельности детей.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения для развития связной речи детей

Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Во время игры учитывайте настроение ребёнка, его возможности и способности.

Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

«Вспомним случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

«Рассказы по картинкам»

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

«Семейное ток-шоу»

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.

«Всегда под рукой»

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Ребёнок может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

«Лучший друг»

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? Как выглядит? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

«Репортаж»

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события, реальные или вымышленные, им воспроизводятся.

«Бюро путешествий»

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

«Изменение ситуации в знакомых сказках»

- Давай сделаем так, что когда Золушка убегала от принца, у нее потерялась не туфелька, а что-то другое. Но принц также нашел ее».

Что же потеряла Золушка, а как ее нашел принц?

Это может быть кольцо, поясок от платья или что-то другое.

  • «Посадил дед не репку, а...» Что?» Рассказываем новую сказку.
  • «Испекла бабка не колобок, а...» Что?»

Затем подводим ребёнка к самостоятельному изменению сказки и рассказу новой.

«Закончи сказку»

Расскажите ребенку начало какой-либо сказочной истории или знакомой сказки до того момента, пока не появятся все герои, и не возникнет проблемная ситуация. Предложите продолжить сказку, придумать новое окончание, схематично изобразив его.

«Если вдруг»

Ребёнку предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, если вдруг на Земле исчезнут: Все пуговицы; все ножницы; все ложки; все книги. Что произойдёт? Чем это можно заменить?

Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам! Желаю вам успеха!

свернуть

10 причин, почему детям необходимо читать…

  1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
  2. Чтение развивает мышление. Читая книги, ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
  3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
  4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодической печати ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
  5. Книги помогают ребенку познавать самого себя. Для воспитания чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
  6. Книги помогают ребенку понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают людей и избавляются от предрассудков.
  7. Хорошую детскую книгу можно почитать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
  8. Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
  9. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать.
  10. Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

 

свернуть

Как организовать логопедические занятия дома

Для занятий и закрепления рекомендаций дефектолога необходимо дома организовать место или уголок и для этого

Вам понадобится:

  • -Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
  • -«Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.).
  • -Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки)
  • -Разрезные картинки из двух и более частей.
  • -Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
  • -Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
  • -Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься.

Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша.

Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Для достижения результата необходимо заниматься каждый день.

Ежедневно проводятся:  

  • Игры на развитие мелкой моторики,
  • Артикуляционная гимнастика (2 раза в день),
  • Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
  • Игры на формирование лексико-грамматических категорий

Желаем успехов в Ваших стараниях!

свернуть

Советы родителям неговорящих детей

Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАС

Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

Совет №2 — ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ

Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.

Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Совет №3 — ГОВОРИТЕ ЧЕТКО

Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации — поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.

Совет №4 — ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ

Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

Совет №5 — НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ

Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Совет №6 — ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ — ЗАЛОГ УСПЕХА

Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.

Совет №7 — ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ

Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.

Совет №8 — В ОСНОВЕ РЕЧИ — СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ

Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!

Совет №9 — СТРЕМИМСЯ К РАЗНООБРАЗИЮ

Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку).

Совет №10 — УВАЖАЙТЕ ПОПЫТКИ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ

Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально.

Совет №11 — УЧИТЕ В ИГРЕ

Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.

Совет №12 — НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЖЕЛАНИЙ РЕБЕНКА

Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.

Совет №13 — РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ

Ребенок владеет словом на двух уровнях:

понимает его – пассивный словарь,

говорит – активный.

Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.

Совет №14 — ВЕДИТЕ ДНЕВНИК

Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

Совет №15 — РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Побуждайте различать близкие звуки, слова, отличающиеся 1 звуком (крыса-крыша).

Совет №16 — НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕМ

Используйте слова типа «бух»«ням-ням»«ав-ав», но в сочетании с соответствующими им полными, правильными словами. Создайте основу для полноценной речи.

Совет №17 — ЧИТАЙТЕ …

Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.

Совет №18 — ПАЛЬЧИКИ НА ПОМОЩЬ РЕЧИ

Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.

Совет №19 — БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И … ОСТОРОЖНЫ

Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

Совет №20 — ТОЛЬКО ВЫ!

Помнитетолько вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

 

свернуть

Молчание - не всегда золото!

Каждый малыш – индивидуальность. Но временные показатели в его развитии все же существуют:

  • к году ребенок начинает произносить простые гласные и согласные звуки, звукосочетания, слова. Некоторые малыши начинают говорить в восемь месяцев, другие – в год, бывает и позже;
  • до полутора лет, преимущественно, фразовая речь у детей отсутствует. Вместо этого ребенок использует так называемое слово-предложение. Например, прося у мамы машинку, произносит: «Би-би»;
  • к концу второго года речь хоть и становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства.

Если малыш родился здоровым, но родители всегда очень заняты, то возникает вероятность отставания в речевом развитии вследствие педагогической запущенности!

Многие мамы, боясь «случайного микроба» в доме, не только выдраивают все до блеска, но и ограничивают свободу крохи, определив ей место в манеже. А как же ребенок будет познавать окружающий мир? Наоборот, в одном углу комнаты нужно положить мягкую игрушку, в другом – машинку. Показать и рассказать ребенку, что это.

Готовите на кухне – возьмите малыша с собой, подготовьте место, пускай погремит кастрюлями, это тоже познавательный процесс. Учеными доказано: чем больше ребенок узнает предметов при помощи ощупывания, тем быстрее будет развиваться речь!

Есть такое понятие «гиперопека» - это когда родители сами все делают за ребенка. Нередко к четырем годам дети не умеют держать ложку, не то что пользоваться ею, в три года носят подгузники и др. Это тоже может провоцировать задержку речевого развития.

Отражаются на ребенке и скандалы между членами семьи, отсутствие единой линии поведения у взрослых.

Многие родители полагаются на телевизор, как на няньку: лишь бы дитя не плакало… Малышам до года он противопоказан!

Дорогие родители!

Сына или дочь мало накормить и одеть – необходимо помогать малышу развиваться!

Советы родителям по профилактике речевых нарушений у детей:

  1. С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы: ребенок нуждается в собеседнике – человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.
  2. Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте крохе употреблять известные ему слова. Учите малыша играть в сюжетные игры, сопровождая их словесными комментариями.
  3. На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них, интонационно выделяя голосом новое для ребенка слово.
  4. Рассматривайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите кроху показывать картинки, которые вы называете, и самого рассказывать о том, что на них нарисовано.5. Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.
  5. Ваша речь, обращенная к ребенку, должна быть правильной: четко произносите слова и фразы, не заигрывайте с ребенком, копируя его произношение. Ваша речь должна служить образцом для малыша!

Следуя этим простым советам, вы будете способствовать успешному развитию мышления и речи вашего ребенка!

 

свернуть

Осознанное дыхание – путь к здоровью!

От дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма. Однако нередко у детей отмечается поверхностное или учащенное дыхание, особенно у детей с речевой патологией. Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равномерно.

Дышать нужно через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании у многих детей выявляется нарушение носового дыхания (аденоиды, хронический ринит, гипертрофия небных миндалин и др.). На дефекты носового дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должное внимание. Но даже незначительная «неисправность» вредно отражается на всем организме.

При неправильном дыхании:

  • организм получает меньше кислорода;
  • изменяется голос, нарушается речь;
  • возникают затруднения с пережевыванием пищи;
  • притупляется обоняние;
  • ребенок может быть раздражительным, плаксивым, рассеянным, вялым.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и ее выразительности.

Дыхательная гимнастика помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры, повышению сопротивляемости к простуде и другим заболеваниям, формированию выносливости при физических нагрузках, обеспечивает четкую дикцию и правильное произношение звуков.

Дыхание можно и нужно тренировать!

Общие правила выполнения упражнений:

  • не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении;
  • температура воздуха должна быть на уровне 18-20 градусов;
  • одежда не должна стеснять движений;
  • не заниматься сразу после приема пищи;
  • не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;
  • сопроводительный текст произносит взрослый.

 

Техника выполнения упражнений:

  • воздух набирать через нос;
  • плечи не поднимать;
  • выдох должен быть длительным и плавным;
  • необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (первое время их можно придерживать руками);
  • не повторять упражнение много раз подряд, так как это может привести к головокружению.

Упражнение «Парашют»

Поднести ладонь с комочком ваты к губам и подуть на комочек. При этом губы сложить в легкую улыбку, щеки не надувать.

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился парашют.

Упражнение «Греем ручки» Быстро тереть ладони одна о другую, а затем поднести их к лицу и подышать со звуком [х]. Взрослый спрашивает у ребенка: «Согрелись ручки?». Выполнять упражнение несколько раз.

Упражнение «Душистый цветок» Поднести к носу цветок и сделать глубокий вдох носом, а выдох – ртом. Одновременно на выдохе произнести фразу: «Ах! Как приятно пахнет!».

Упражнение «Ежик фыркает» Несколько раз подряд кратко произнести звук [ф]. Для этого верхнюю губу приподнять, а нижней губой прикасаться к верхним зубам.

У меня в иголках шерстка

И в норе запасов горстка.

 Лучше ты меня не трожь!

Я – колючий серый еж!

Упражнение «Листопад» Понадобятся вырезанные из тонкой бумаги желтого и красного цветов листья деревьев (можно использовать листья деревьев, прежде промытые водой и просушенные). Предложите ребенку устроить листопад дома, сдувая листочки с ладони.

 

свернуть
поделиться в: