Музыкальное воспитание
Музыка, как средство здоровьесбережения
Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.
Музыка воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизм влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение.
П.И. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность и отдых человека.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание. Музыкальный ритм движения улучшает осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду и направление.
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физические занятия, активизирует детей, заметно повышает качество выполняемых ими упражнений. Звучащее музыкальное произведение повышает работоспособность сердечнососудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Так же развивается музыкальность у детей, эмоциональная отзывчивость, слух. Ребенок учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности.
Таким образом, музыка– одно из средств физического развития детей. А здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей становится приоритетным направлением в детском саду.
О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так Пифагор, Аристотель, Платон считал, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Врач Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий.
- Валеологические распевки.
- Дыхательная гимнастика.
- Артикуляционная гимнастика.
- Оздоровительные и фонопедические упражнения.
- Игровой массаж.
- Пальчиковые игры.
- Речевые игры.
- Музыкотерапия.
Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Начинать музыкальные занятия с жизнеутверждающей валеологической распевки, дающий позитивный настрой на весь день.
Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой, пассивной музыко-терапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий, Позволяет рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены.
Современные методы здоровьясбережения на музыкальных занятиях помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.
Музыкальное воспитание в детском саду
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста.
Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов), «моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский): она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания» (Н.А. Ветлугина).
Руководитель музыкальной культуры в детском саду организует развитие у детей в процессе различных видов деятельности: музыкального слуха, певческого голоса, танцевальных навыков, игры на детских музыкальных инструментах. Наряду с имеющимися целями и задачами, появляются иные, отвечающие насущным запросам ребенка: растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.
Музыка – источник особой детской радости!
Именно она способствует развитию эмоциональной отзывчивости человека
Цель работы музыкального руководителя в детском саду – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования новых, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
Принципы, которыми руководствуется современный педагог:
- внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей;
- музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их;
- свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков;
- свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам;
- ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки.
Новые подходы к музыкальному образованию потребовали использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
Рассмотрим некоторые из них.
Коммуникативные танцы
Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:
развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы,
развития двигательной координации, развития чувства ритма.
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.
Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)
Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо - звуковыми модуляциями разговорной речи.
Правила поведения на детском празднике
Такое важное мероприятие как музыкальный праздник тщательно планируется и готовится. Дети на празднике − главные! Создается праздник в первую очередь для них. Наша с Вами задача помочь ребенку почувствовать себя артистом, проявить себя на утреннике с лучшей стороны. Ребенку очень важно, чтобы именно его родители смогли увидеть и оценить его старания.
Чтобы всё прошло удачно, позвольте напомнить Вам несколько простых правил, от которых зависит успех проведения всего мероприятия и успех конкретно Вашего ребенка.
- Приходить на праздник нужно заранее, чтобы не задержать начало мероприятия и не отвлекать всех остальных родителей и гостей.
- Необходимо снять верхнюю одежду и обязательно переобуться в сменную обувь.
- Необходимо помочь переодеться в праздничный наряд Вашему малышу, ведь для этого тоже нужно время.
- Зайдя в музыкальный зал или групповое помещение, не забудьте отключить звук мобильных телефонов, чтобы звонок не раздался в самый неподходящий момент.
- Во время проведения праздника не отвлекайте детей и всех остальных гостей хождением по музыкальному залу или групповому помещению, не нужно звать своего ребёнка.
- Нежелательно брать с собой маленьких детей, а тем более грудных, ведь они могут заплакать в самый неподходящий момент и помешать проведению мероприятия.
- Не забывайте поддерживать маленьких артистов аплодисментами, ведь детям так необходимо Ваше одобрение.
- Если по сценарию предусмотрено участие родителей, играйте и танцуйте. Поверьте, детям это очень понравится!
- После окончания праздника, обязательно похвалите своего ребенка и помогите ему переодеться.
Все эти простые правила помогут создать настроение Вам и Вашему малышу и провести праздник на самом достойном уровне.