Консультации для педагогов

«Подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей на прогулке»

Прогулка как средство реализации двигательной потребности детей

Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей. Игры и развлечения на свежем воздухе особенно полезны для растущего детского организма. Кроме того, в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительное взаимодействие со сверстниками. Стоит отметить, что ежедневный активный отдых на прогулке обеспечивает дошкольникам до 40% необходимого суточного объема движений. По результатам многих исследований, активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней интенсивности, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы детей. Это выражается в увеличении показателей умственной работоспособности, улучшении подвижности нервных процессов.

Однако, на прогулке необходимо грамотное педагогическое руководство, с целью полноценной реализации двигательных возможностей детьми. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребёнок находился в поле его зрения.

Подвижные игры и физические упражнения проводятся педагогом в различное время дня в соответствии с общепринятым режимом: утром, в середине дня и на вечерней прогулке.

Важную роль в активизации двигательной деятельности играет спортивный инвентарь, который устанавливается на участке или выносится из группы в соответствии с погодными условиями. Наличие должного оборудования на участке создает условия для совершенствования основных движений, спортивных игр и упражнений, а также подвижных игр.

Особое внимание педагог уделяет развитию самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности на прогулке, благодаря чему у ребенка развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации, совершенствования психофизических и личностных качеств.

Большие возможности для развития движений детей имеются на прогулке, особенно в весеннее - летний период.

Проведения подвижных игр на прогулке

Характер и содержание деятельности детей во время прогулке определяется их возрастными и индивидуальными особенностями.

На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 мин., если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 мин. в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 мин. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.

При правильной организации и содержании подвижных игр у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а, следовательно, развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать подвижные игры, соответствующие возрасту и развитию ребенка.
При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре.

Содержание игр и физических упражнений на прогулке необходимо предварительно продумать. Они должны соответствовать следующим требованиям:

1.   Использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;

2.   Соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;

3.  Применение разных способов организации дошкольников;

4.  Рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;

5.   Создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;

6.  Активизацию детской самостоятельности;

7.  Стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Подвижные игры с разными видами движений (бегом, прыжками, метанием, лазанием) планируются на прогулке ежедневно. Каждую неделю детям предлагается для разучивания новая подвижная игра, которая повторяется в течение месяца 2-3 раза в зависимости от сложности содержания. Кроме того, каждый месяц проводится по 6-8 подвижных игр освоенных ранее.

Методика проведения подвижных игр

 

Сбор детей на игру

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

- сюрпризный момент;

- атрибуты к игре;

- художественное слово;

- переход от совместной ролевой игры.

- отгадывание загадок

- сбор по условному сигналу;

- напоминание игры;

- сбор по предварительной договоренности.

- беседа;

- поручить сбор кому-то из детей.

Объяснение правил

- в ходе игры;

- при помощи образного рассказа;

- слова заучивают в ходе игры;

- прием подговаривания.

Новая игра

Знакомая игра

Новая игра

Знакомая игра

- объяснение правил до начала игры;

- вопросы на закрепление правил;

- слова заучивают заранее

- напомнить правила игры, задавая вопросы

- объяснение правил до начала игры;

- зрительная ориентация;

- пробный ход, схемы.

- дети рассказывают правила;

- самостоятельно придумывают новый ход игры.

Выбор водящего

- по желанию детей;

- по выбору воспитателя в новой игре;

- главную роль берет воспитатель

- по желанию детей;

- по выбору воспитателя;

- по считалке.

- по желанию детей;

- по выбору воспитателя;

- по жребию;

- в качестве поощрения.

На роль ведущего выбирают проигравшего

Руководство ходом игры

- сигнал к началу игры;

- подсказывание правил в ходе игры;

-  показ движений

- совет, напоминание;

- сигнал к началу игры;

- при нарушении правил остановить игру и напомнить правила игры

- совет, напоминание;

- сигнал к началу игры;

- подсказать как выиграть;

- помощь в решении конфликта.

 

Итог игры

- положительная оценка после каждого тура игры

- положительная оценка в конце игры и похвала по ходу;

- выделить кто играл лучше всего.

- анализ игры по вопросам воспитателя;

- объяснить как можно изменить правила в следующий раз.

При проведении игр следует использовать разные способы организации детей. При организации знакомых игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание правил. Педагог обращает внимание лишь на важные моменты в игре, от которых зависит её ход и выполнение правил. При разучивании новой подвижной игры необходимо дать чёткое, лаконичное объяснение её содержания. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и в ходе её уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. Большое значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведения в игре. К обсуждению результатов игры привлекают дошкольников, приучают их оценивать своё поведение и поведение товарищей. Это способствует формированию положительных взаимоотношений в процессе двигательной деятельности детей.

Педагогическое руководство двигательной активностью детей в самостоятельной деятельности на прогулке

Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей  большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребёнка появляется возможность играть, двигаться по собственному желанию. Однако и здесь его действия зависят во многом от условий, создаваемых взрослыми. Важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр. При правильном руководстве двигательной активностью детей можно повлиять на разнообразие их игр, движений не подавляя инициативы.

Таким образом, в руководстве двигательной активностью детей на прогулке могут быть выделены 2 основных этапа. Вначале устанавливаются контакты воспитателя с каждым ребёнком, выясняется его интерес к играм и физкультурным пособиям, выявляется наличие у него двигательного опыта. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приёмы: совместное выполнение упражнений ребёнка с воспитателем или другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движения; поощрения. Основным направлением руководства двигательной активности детей является обогащение её разнообразными движениями.

На втором этапе осуществляется более интенсивное воздействие воспитателя на двигательную активность дошкольника. Мало подвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Подвижных детей нацеливают на спокойную деятельность, которая способствует снижению двигательной активности.

В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребёнка. Так, чрезмерно подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения при пользовании пособием. Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения, не требующие точности выполнения: прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т.д. Необходимым приёмом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (дидактические игры, игры с песком и т.д.), а мало подвижных - на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазание по гимн, стенке, бег со скакалкой и т.д.). Все предложенные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строится с учётом интереса ребёнка к играм и разным видам деятельности.

 

свернуть

Особенности организации и проведения круговой тренировки с дошкольниками

Основу круговой тренировки составляет выполнение нескольких видов физических упражнений по кругу. В комплексы включают несложные и предварительно разученные упражнения. На каждой «станции» повторяется  один вид движений или действий. Весь круг проходят от 1 до 3 раз, дозируя общее время прохождения. Круговая тренировка сочетает возможности избирательно – направленного и общего воздействия, может быть строго упорядочена или вариативна. Это создаёт условия для проявления высокой работоспособности.

Круговая тренировка имеет ряд методических вариантов:

- непрерывно – поточный  - без перерыва и пауз для отдыха, выполняемые упражнения, направленные на развитие выносливости. Упражнения подбираются по принципу последовательного воздействия на группы мышц.

- вариант интервального выполнения упражнений с напряжёнными интервалами для отдыха, направлен на развитие силовой и скоростно – силовой выносливости. Основная особенность – серийное выполнение с напряжённым интервалом, при этом отдых настолько непродолжителен, что очередная пауза накладывается на остаточную функциональную активность систем организма, задействованных в предыдущем упражнении. Подбираются сравнительно кратковременные упражнения, часть которых выполняется с отягощением

- вариант интервального упражнения с ординарными интервалами для отдыха, направлен на развитие ловкости, скоростно – силовых способностей в сочетании с воздействием на общую физическую работоспособность. Это вариант строится в режиме интервальной работы сверхмаксимальной интенсивности. Подбираются  сравнительно кратковременные упражнения, часть которых выполняется с отягощением, сохранением значительного темпа движений.

Круговая тренировка зарекомендовала себя как эффективная форма физической подготовки, благодаря следующим возможностям:

- высокая моторная плотность занятия;

- индивидуализация педагогического воздействия;

- относительно – точное дозирование физической нагрузки;

- согласование содержания упражнений на «станциях» с программным материалом;

- возможность использования в подготовительной, основной и заключительной частях занятия в зависимости от содержания упражнений и поставленных задач;

- одновременное и самостоятельное выполнение упражнений большим числом занимающихся с использованием максимального количества инвентаря.

Недостатки круговой тренировки:

- в одном тренировочном занятии не всегда учитываются физиологические закономерности формирования двигательных качеств, обеспечивается лишь комплексное их развитие без строго дифференцирования;

- непрерывно – поточный метод предполагает одинаковое время отдыха для детей  с различными функциональными возможностями;

- требуется большое количество нестандартного оборудования и инвентаря.

 

Характерные черты круговой тренировки как самостоятельной организационно – методической формы построения занятия:

  1. Последовательное выполнение упражнений в процессе прохождения «станций», расположенных по кругу.
  2. Использование хорошо усвоенных упражнений.
  3. Периодическая смена тренировочных упражнений на «станциях»;
  4. Последовательное включение в работу различных групп мышц;
  5. Регламентация работы и отдыха на каждой «станции»;
  6. Индивидуализация тренировочной нагрузки;
  7. Систематическое и постепенное повышение тренировочных требований.

 

Особенности применения круговой тренировки для дошкольников:

- учёт возрастных особенностей позволяет осуществить выбор средств и методов физического воспитания, адекватных возможностям организма в тот  или иной возрастной период;

- степень индивидуализации и дифференциации программ тренировки зависит от состояния здоровья, физического развития и подготовленности детей;

- необходимость комплексной  оценки и  мониторинга физического состояния детей (группа здоровья, выявление хронических заболеваний и функциональных отклонений, врачебные рекомендации по организации двигательного режима);

- определяются особенности детей (осанка, развитие мышечного корсета, гибкость).

         Таким образом, при определении содержания круговой тренировки необходимо руководствоваться задачами физического воспитания детей дошкольного возраста.

         В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игр, значит, и круговая  тренировка должна восприниматься как часть игры (сюжет, имитация, подражание, образные названия упражнений с предметом, различная атрибутика).

        Для реализации дифференцированного подхода следует распределить детей по подгруппам на основании анализа данных ос состоянии здоровья, физического развития и об уровне физической подготовленности.    

          Дифференцировать нагрузку можно следующим образом:

- изменить темп выполнения упражнений;

- интервалы для отдыха;

- вводить дополнительные «станции» с облегченной или наоборот, более высокой нагрузкой;

- варьировать способы и условия выполнения упражнений.

        Круговая тренировка – один из способов и приёмов разнообразить ход НОД, возможность всем детям одновременно участвовать в деятельности. При систематическом использовании данного приёма формируется привычка работать коллективно, развиваются коммуникативные качества дошкольников.

 

Деловая игра с педагогами.

        Проводится с педагогами, одетыми в спортивную форму, в спортивном зале.

Цель деловой игры - повышение уровня мастерства педагогов при использовании в НОД по физической культуре метод «круговой тренировки».



 
свернуть

Оформление физкультурного уголка в группе

Цель физкультурного уголка – физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.

Задачи физкультурного уголка:

  • развитие движений и совершенствование двигательных функций;
  • достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
  • предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;
  • приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

  1. Физкультурные пособия в младшем дошкольном возрасте важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей.
  2. Все имеющиеся пособия лучше вносить постепенно, чередуя их. В младших группах целесообразно создавать специальный физкультурный уголок, который должен представлять единое двигательное пространство, на котором каждый ребенок может удовлетворить потребность в движении и познании, действуя с разнообразными физкультурно-игровыми пособиями.

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ

  1. В среднем возрасте дети стремятся к выполнению движений разными способами, выбирая наиболее рациональный.
  2. Необходимо в этот период варьировать местоположение оборудования, периодически убирая то, которое наскучило детям.
  3. Во второй половине года необходимо пополнять уголок иллюстрированным материалом,  дидактическими и настольными играми для ознакомления детей с видами спорта.

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ

  1. Для старших дошкольников целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий.
  2. В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.)
  3. Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей).

ТРЕБОВАНИЯ К СПОРТИВНОМУ УГОЛКУ

  1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен: в групповой или приемной комнате.
  2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.
  3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
  4. Уголок должен быть доступным в использовании каждым ребенком.
  5. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.
  6. Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес переносного оборудования должны быть соразмеримы с возможностями детей.
  7. Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

Комплектация уголков

1. Теоретический материал:

  • картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;
  • картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;
  • картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;
  • картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;
  • картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;
  • картотека считалок (II младшая группа во II половине года) ;
  • иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II половине года) ;
  • иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II половине года) ;
  • символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года) ;
  • сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы) .

2. Игры (средние и старшие группы):

  • дидактические игры о спорте (настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, паззлы, игры с фишками и т. д.);
  • спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.);

3. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр:

  • эмблемы;
  • «тихие тренажеры»;
  • маски и т.д.

4. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

  • мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;
  • коврики и сенсорные дорожки с рельефами, «ребрами», резиновыми шипами;
  • бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног;
  • мячики-ежики;
  • эспандер (средний и старший возраст).

5. Для игр и упражнений с прыжками:

  • скакалки;
  • обручи;
  • шнуры;
  • бруски.

6. Для перешагивания, подъема и спуска:

  • бруски деревянные.

7. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:

  • кольцеброс;
  • мячи резиновые разных размеров;
  • попрыгунчики (средние и старшие группы) ;
  • мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы) ;
  • корзины для игр с бросанием;
  • мишень для метания или дартс с мячиками на липучках (средний и старший возраст);
  • кегли;

8. Выносной материал (по возрасту детей):

  • мячи резиновые;
  • мяч футбольный (средний и старший возраст) ;
  • бадминтон (старший возраст) ;
  • скакалки;
  • обручи;
  • лыжи;
  • хоккейные клюшки;
  • санки и т. д.

9. Наличие бубна для проведения утренней гимнастики.

10. Атрибуты для гимнастики:

  • ленты;
  • флажки и т.д.
свернуть

Роль воспитателя дошкольного образования на занятиях.

Физкультурные занятия – это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того чтобы физкультурное занятие прошло эффективно необходимы слаженные действия руководителя физического воспитания и воспитателя. Так как воспитатель дошкольного образования является активным участником образовательного процесса на физкультурном занятии, то педагогу необходимо самому знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения движения, технику выполнения, педагогические требования при обучении.

Перед физкультурным занятием воспитатель дошкольного образования прослеживает за спортивной одеждой детей и обувью, чтобы были сняты майки и у детей ничего не находилось в руках и во рту. Воспитатель дошкольного образования сам переодевается в спортивную форму. Перестраивает детей по росту: от самого низкого ребёнка до самого высокого.

Важно, чтобы воспитатель дошкольного образования знал свою роль в каждом виде деятельности. Он должен помочь детям лучше усвоить программные задачи. При этом его активность на занятии зависит прежде всего от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Воспитатель дошкольного образования выполняет всё с самого начала занятия: с входом в зал, построения детей в шеренгу и до его окончания: выход из зала спокойным шагом.

В средней, старшей  группах педагог  помогает руководителю физического воспитания в перестроении детей, раздаче и сборе спортивного инвентаря.

Во время выполнения общеразвивающих упражнений  и  в основных видах движений воспитатель следит за исходным положением и качеством движений, делает по необходимости замечания детям или поощряет тех, которые верно справились с заданием, применяя самые разнообразные приёмы.

Во время подвижных игр воспитатель дошкольного образования следит за детьми, чтобы они правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила.

Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель дошкольного образования умело должен применять на утренней гимнастике  и в повседневной жизни детей.

Ежедневные занятия с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю и руководителю физического воспитания  осуществлять физическое развитие всех детей.

Руководитель физического воспитания  консультирует воспитателей дошкольного образования, даёт необходимые советы, оказывает помощь.

Особенно содержательная  совместная  работа  с воспитателем и музыкальным руководителем проводится в ходе подготовки к утренней гимнастики, спортивным праздникам, досугам, развлечениям. Учитывая способности каждого воспитателя дошкольного образования необходимо распределить роли для сюрпризных моментов праздника, отработать их, подобрать музыкальное сопровождение, песни, танцы.

Чтобы воспитатель дошкольного образования был первым помощником руководителя физвоспитания, с ним надо регулярно взаимодействовать. На консультациях знакомить воспитателей  с планом работы, разрабатывать утреннюю гимнастику, обращать внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок, вместе обсуждать проведенные занятия, учитывать, кому из детей нужна индивидуальная помощь. А на практических занятиях помогать  воспитателям дошкольного образования, совершенствовать их навыки и умения.

Постоянная, совместная работа руководителя  физического воспитания  и воспитателя группы может привести к желаемым результатам в решении задач общего физического воспитания дошкольников.

Примерное распределение обязанностей в ходе занятия:

1 часть

Руководитель физического воспитания – обращает внимание детей на правильность выполнения ходьбы и бега, выполняет бег вместе с детьми.

Воспитатель – следит за осанкой детей и  за внешними признаками утомления, выполняет ходьбу  вместе с ними.

2 часть

А) ОРУ

Руководитель физического воспитания – объясняет и показывает упражнение, контролирует его правильность выполнения.

Воспитатель – следит за правильностью выполнения упражнений, помогает детям, нуждающимся в индивидуальной помощи, помогает принять исходное положение, исправляет неверно выполненное упражнение.

Б) ОВД

Руководитель физического воспитания – расставляет инвентарь, объясняет и показывает упражнения детям, контролирует правильность выполнения и обеспечивает страховку, занимается с первой подгруппой.

Воспитатель – контролирует правильность выполнения и обеспечивает страховку, вместе с детьми помогает убирать инвентарь, занимается со второй подгруппой.

В) ИГРА

Руководитель физического воспитания – сообщает название игры, объясняет правила, показывает разметку площадки, руководит ходом игры и действиями детей.

Воспитатель – на первом этапе разучивания берет на себя роль ловишки, на последующих принимает участие в игре, следит за соблюдением правил и

за внешними признаками утомления. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности.

3 часть

Руководитель физического воспитания – сообщает название игры, объясняет правила, показывает разметку площадки, руководит ходом игры и действиями детей.

Воспитатель – следит за соблюдением правил, следит за осанкой, принимает участие в игре.

В заключительной части занятия физической культурой при подведении инструктором  итогов,  воспитатель также может выразить свое мнение о том, как прошло мероприятие, кто из детей справился с заданием, что им не удалось.

После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки  и игры он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и прогулок).

 
свернуть
поделиться в: