Консультации для родителей

Совместные занятия спортом детей и родителей

Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно.

Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность.

В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима учебы и сна, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры - все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Очень полезной была бы проверка и помощь при выполнении домашних заданий по физкультуре.

Важен выбор цели: взрослые должны знать, что им делать конкретно в данное время года, в применение к возможностям ребенка, тогда и физическое воспитание идет успешнее. Существенно и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач.

 

Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:

 

  • пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
  • углубляют взаимосвязь родителей и детей;
  • предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
  • позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.

Совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом – один из основных аспектов воспитания!

 

 

свернуть

Элементарный туризм

Туризм – одна из форм физического воспитания детей, которая обладает всеми необходимыми компонентами для сохранения и укрепления здоровья. Это – общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность.
Туризм прост в организации, доступен для людей любого возраста, вместе с тем, он является естественным и посильным видом спорта, поскольку нагрузки в нем хорошо дозируются и соотносятся с физическими возможностями участников. Туризм развивает такие прекрасные черты человеческого характера, как коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость. В последние годы получил развитие семейный туризм. Семейные путешествия укрепляют дружеские отношения между родителями и детьми.
Каждая туристская прогулка (поход) ставит перед собой определенные цели. Это может быть ознакомление с окружающим миром, его достопримечательностями, с памятниками искусства, архитектуры. Туристская прогулка может преследовать экологические цели – ознакомление с природой, воспитание бережного и заботливого отношения к ней, оказание помощи в ее охране и защите. Но не менее важной целью и задачей является оздоровление детей.
Проведению туристской прогулки предшествует определенная работа: взрослыми разрабатывается маршрут похода, определяются места остановок, обсуждается необходимое снаряжение. При выборе маршрута принимается во внимание возраст детей, степень физической подготовки, природные и климатические условия района похода. Маршрут похода должен быть интересным для дошкольников в познавательном отношении, способствовать укреплению здоровья малышей, улучшению их физического развития. Длительность похода должна быть от 2 до 4 часов. 
Предполагая проведение с детьми туристских прогулок, следует познакомить их с содержанием этого вида двигательной деятельности. С этой целью могут быть проведены следующие мероприятия:
•занятия-беседы (о туризме, о туристских снаряжениях, о правилах поведения в походе и т.д.);
•практические занятия (определять погоду по народным приметам, ориентироваться на местности, укладывать рюкзак);
•дидактические игры (закрепление знаний о туризме).

Каждый взрослый должен строго выполнять инструкцию по охране жизни и здоровья детей:
*Маршрут должен быть тщательно изучен взрослыми.
*Одежда детей должна быть прочной и удобной, в холодную погоду достаточно теплой, водо- и ветронепроницаемой, хорошо вентилируемой, не маркой, соответствующей сезону и не стесняющей движения детей. Нижнее белье рекомендуется из хлопчатобумажной ткани, так как оно хорошо впитывает влагу.
*Обувь должна быть удобной, чуть больше того размера, который носит ребенок, желательно на рифленой нескользкой подошве (кроссовки, кеды). На ноги даже летом целесообразно надеть шерстяные носки, так как они амортизируют, хорошо впитывают пот, не натирают ноги. Нельзя допускать движения в мокрой обуви или идти в поход «на босу ногу».
*Взрослые должны обладать элементарными медицинскими знаниями, уметь правильно и своевременно оказать первую медицинскую помощь. Не лишним будет, если ребенок будет знать содержание и правила пользования аптечкой. 
В содержимое походной аптечки должны входить:
•вата стерильная; 
•бинты стерильные; 
•индивидуальный пакет первой помощи;
•лейкопластырь;
•бактерицидный пластырь;
•йод;
•раствор бриллиантовой зелени;
•1%-ый раствор марганца;
•нашатырный спирт;
•жгуты и шины;
•вазелин;
•сода питьевая.
Туристская прогулка, как правило, начинается с осмотра снаряжения, одежды и обуви, проверки, все ли необходимое взято. Детям сообщается цель похода – именно так мы называем для них туристскую прогулку. Это придает большую серьезность и значимость предстоящему мероприятию. Обязательно стоит напомнить о правилах поведения в пути.
В начале движения скорость несколько меньше, чем обычно. Снижается она и перед привалом. Это позволит организму постепенно привыкнуть к нагрузке в начале пути и постепенно ослабит ее перед остановкой и переведет работу сердца и легких в спокойный режим.
Общий темп движения в походе зависит от уровня физической подготовленности детей и состояния здоровья. Он должен быть таким, чтобы в конце похода дети ощущали приятную усталость, но не изнеможение.
Внешние признаки утомления:
Обычная
•Небольшое покраснение лица.
•Незначительная потливость.
•Учащенное ровное дыхание.
•Четкое выполнение команд, заданий.
•Отсутствие жалоб.
Средняя
•Значительное покраснение лица.
•Большая потливость, особенно лица.
•Большое учащение дыхания, периодические глубокие вдохи.
•Нарушение координации движений.
•Боль в мышцах, сердцебиение, жалобы на усталость.
Переутомление
•Резкое покраснение, побледнение или синюшность кожи.
•Резкая потливость и выделение соли на коже.
•Резкое учащение дыхания, дыхание поверхностное, аритмичное.
•Резкое нарушение координации движений.
•Дрожание конечностей, головокружение, шум в ушах, головная боль, тошнота, рвота.

Показателем того, что темп, расстояние и скорость движения выбраны правильно, является поведение детей на привале и после похода: их подвижность, жизнерадостность, желание двигаться, играть в различные игры. Об усталости свидетельствует молчаливость, экономность в движениях, невнимательность, а также вопросы: «А когда мы придем?», «Скоро ли будем кушать?» и т.п.
Через 5-10 минут проводится подгоночный привал. При необходимости дети могут снять лишнюю одежду, сменить обувь, подогнать длину лямок рюкзачка и т.д.
Следующий привал – промежуточный. Он делается через 10-20 минут после подгоночного. Цель его – дать детям возможность немного отдохнуть, понаблюдать, обменяться впечатлениями.
В конце пути – большой привал, организуется отдых, игры, развлечение, питание (фрукты, карамель, пряники, печенье). В туристской прогулке особенно важно соблюдение питьевого режима, так как при физических нагрузках увеличивается потоотделение и возрастает потребность в воде. Хорошо утоляет жажду настой из ягод и трав: боярышника, шиповника, черной смородины, мяты и др.
На малых привалах, но не во время движения, можно предложить детям кислую карамель, так как при усиленном дыхании из организма выводится много кислоты.
По окончании похода подводятся итоги. Одна из задач этого обсуждения - определение недостатков в подготовке и проведении похода для исправления их в дальнейшем. Свои впечатления от похода дети выражают в рисунках, в поделках, оформление альбомов вместе с родителями.

свернуть

Красивая осанка- здоровый ребенок

Правильная осанка у детей формируется, в первую очередь, под влиянием родителей. Именно от их усилий зависит, будет ли у их чада правильная осанка или нет. Нужно понимать, что правильная осанка у детей не возникает сама по себе, это результат постоянного контроля и заботы с вашей стороны. Какой родитель хочет, чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой? Не хочет никакой. Так что же делать? Выполнять пять простых правил.

ПЯТЬ ПРОСТЫХ ПРАВИЛ

1.Наращивать ребенку “мышечный корсет”. Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. “Мышечный корсет” спасет даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости…

2.Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она – правильная поза! Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку.

3.Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 30 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!

4.Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.

5.Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким, подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жесткая постель.

Что влияет на формирование правильной осанки?         

На формирование осанки оказывает большое влияние окружающая среда. Родители и сотрудники дошкольных и школьных учреждений  обязаны контролировать правильное положение детей при сидении, стоянии и ходьбе. Рассмотрим самые важные принципы, влияющие на формирование правильной осанки:

  • правильное питание;
  • свежий воздух;
  • хорошая освещенность в комнате;
  • правильно подобранная мебель по росту ребенка;
  • перенос тяжестей;
  • правильная поза при сидении;
  • двигательная активность.

Все ли в порядке?

Чтобы понять, нормальная ли у ребенка осанка, разденьте его, попросите встать ровно и внимательно осмотрите его тело.

Осмотр сзади

Лопатки прилегают к спине (у дошкольников – слегка выступают назад), расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника и на одном уровне.

Отростки позвонков расположены по средней линии спины. Позвоночник не имеет отклонений ни вправо, ни влево.

Ягодичные складки – симметричны, ямки под коленками находятся на одной горизонтальной линии.

Осмотр сбоку

Голова слегка приподнята.

Грудная клетка не впалая и не выпуклая.

Живот лишь слегка выступает вперед.

Ноги прямые, а не согнуты в коленях.

Осмотр спереди

Ребра симметричны.

Плечи не выступают вперед, находятся на одной линии.

7 «тайных» симптомов

Родители должны знать о том, что есть не только явные, хорошо видимые признаки нарушений осанки, но и скрытые симптомы.

1. Ребенок быстро устает, вялый, неуклюжий.

2. Не любит подвижные игры.

3. Жалуется, что у него болит голова или шея.

4. После длительной прогулки хнычет, что у него болят ножки.

5. Сидит, упираясь руками в сиденье стула.

6. Не может длительно находиться в одном положении.

7. «Хруст» в различных суставах при движениях у детей старше 2-х лет.

свернуть

Скандинавская ходьба - шаги к здоровью

Северная, или «скандинавская», ходьба (Nordic walking) очень популярна во всем мире. Финляндии ее называют: sauvakavely. Ходьба с палками появилась в самой Финляндии и стали как не удивительно заниматься профессиональные лыжники, им же надо поддерживать спортивные результаты круглый год, даже когда нет снега и нет где заниматься. Спортсмены стали тренироваться без лыж, применяя ходьбу с лыжными палками.

Медики и ученые проводят различные исследования и подтверждают благоприятное влияние ходьбы с палками на физического состояния и здоровье человека, и это повлияло на массовое применение Nordic Walking. Сегодня скандинавской ходьбой занимаются много людей. В списке основных услуг различных санаторий и фитнесс клубов повсеместно предусмотрено профессиональное обучение скандинавской ходьбе. А Венгрии и Чехии проводятся международные соревнования, в которых участвуют и дети и лица пожилого возраста которые занимается Nordic walking.

Скандинавская ходьба в России завоевала признание как вид фитнеса и реабилитации, ходьба с палками очень активно набирает большую популярность не только среди пожилых людей, но и молодежи. Даже при подготовке к соревнованиям сборная команда России по биатлону и лыжники активно используют как вид активной тренировки.

Сама техника скандинавской ходьбы очень проста. Она похоже на то, как мы ходим. Ширина шага это обычная постановка ног, как повседневно мы ходим на простой прогулке. Кроме ширины шага нужно обратить внимание на правильную постановку ног. Сам шаг начинается с пятки, и перекатывается на носок до полного сцепления всей ступни с поверхностью, и затем пятка отрывается и последним в воздухе оказывается носок.

Для чего же нужна скандинавская ходьба ребенку дошкольного возраста. Здоровье малыша зависит от некоторых факторов, а именно от физической активности, Но физическая активность, не физкультура, не спорт, а именно физическая активность. Для и здоровья нужно именно это. Нужна такая активность, которая тренирует все мышцы, органы, дыхание, разгоняет по телу кровь и лимфу, дает мягкую нагрузку на сердце. Ходьба с палками не травматичный, но очень интересный, и главное простой и доступный каждому вид двигательной активности и зимой и летом и весной и осенью. Занимаясь ходьбой с палками, малыши имеют различные возможности для реализации своей двигательной активности, а научные исследования подтверждают, что потребность в движении у детей дошкольного возраста очень велика, как и потребность в питании.

Ходьба с палками позволяем ребенку на прогулке бегать, прыгать, и играть, получая от этого огромное удовольствие. А это имеет огромное значение, так как приобретаются навыки координации движений и совершенствовуются моторные способности. Дошкольники знакомятся с собственным телом, учатся владеть телом во время упражнений. У детей развиваются такие качества, как целеустремленность, упорство, ловкость, смекалка, и очень гордятся, если добиваются успеха.

Чтобы заниматься скандинавской ходьбой с малышом не надо идти в спортзал, покупать специальной одежды, не требует долгого обучения и привыкания к нагрузке. И начать заниматься может каждый любой родитель и ребенок, при этом не испытывая страха показаться быть смешным или потерпеть неудачу. Ходьбой желательно заниматься на свежем воздухе, что обеспечивает для организма большое количество кислорода, чем в здании. Во время движения кровь течет по телу быстрее, омывая органы и выработку гормонов, влияющих на настроение и самочувствие. Ходьба задействует мышцы спины, ног, рук, туловища, и тело становиться стройным крепким и физически развитым.

Прогулки лучше с малышом проводить в парках, скверах и лесных дорожках с приятным природным ландшафтом. Виды деревьев, кустарников, успокаивают психику ребенка, помогая сопротивляться стрессам и различным психологическим нагрузкам. Ходьба применяется для поддержания осанки ребенка и решения некоторых проблем шеи и плеч. Сами палки помогают детям двигаться в наиболее быстром темпе без всяких усилий

Занятие скандинавской ходьбой – это гармоничное и эффективное средство развития организма ребенка. Спортсмены, применяющие палки для ходьбы, показывают наибольшие показатели производительности сердечно-сосудистой системы и системы дыхания. Ходьба с палками используется как средство отдыха и повышение двигательной активности. Занятия в красивой лесистой местности доставляют большое удовольствие, оказывают положительное влияние на нервную систему, оздоравливает организм, обеспечивая высокую умственную и физическую работоспособность.

свернуть

Профилактика плоскостопия

Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома. Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5 – 2 см. Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и каблука обуви.

Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности. Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в подвижных играх. Главное назначение корректирующих упражнений – активное пронирование стопы (положение стопы на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх. Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы.

Упражнения для коррекции стопы :

1.Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1–3 минут.

2.Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2–5 минут.

3.Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.

4.Ходьба по палке.

5.Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

6.Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2–4 минут.

7.Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.

8.Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.

9.Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

10.Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1–3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).

Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы. Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольном учреждении.

Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по грунту, а закаленным – вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и лыжах, организовывать подвижные игры.

 

 

свернуть

Физическая нагрузка ребенка после болезни

На занятиях ребенку дается заниженная физическая нагрузка, с частым отдыхом и уменьшенной дозировкой. Это означает, что он включается в движения только спокойного характера, или подвижную деятельность заменяют спокойной:

— бег, прыжки и кувырки заменяют ходьбой, укороченным бегом в замедленном темпе и т. д.;

— силовые упражнения с большим напряжением мышц и эмоций заменяют на спокойные или совсем опускают;

— игры большой подвижности заменяют спокойными или находят для ребенка роль в игре спокойного характера;

— на лыжах ребенок спокойно ходит по 5—10 мин, с отдыхом. С гор не катается.

Степень снижения физической нагрузки зависит от вида и характера протекания заболевания, а также индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.

За снижением физической нагрузки следят воспитатель и руководитель физического воспитания.

Как определять у детей степень усталости во время двигательной деятельности

Степень усталости ребенка можно определять по внешним признакам:

  • цвету лица (покраснение, побледнение, посинение);
  • мимике;
  • потливости лица, лба;
  • дыханию (дышит ртом, одышка);
  • работе сердца (усиленное сердцебиение);
  • поведению (снижение внимания и интереса, рассеянность, недисциплинированность, отсутствие усидчивости, излишняя подвижность, чрезмерная активность);
  • ухудшению качества выполняемых движений (потеря ритмичности, снижение скорости, вялость);
  • ухудшению осанки.

При небольшой усталости наблюдаются легкое покраснение лица, спокойное выражение, потливость незначительная; дыхание несколько учащено, но остается ровным; физические упражнения, задания выполняются правильно и быстро, общее самочувствие хорошее.

При средней усталости наблюдаются значительное покраснение лица, напряженное выражение; явная потливость; дыхание резко учащенное; выполнение физических упражнений неуверенное, появляются добавочные движения; могут быть жалобы на усталость.

При выраженной усталости — для всех детей требуется вводить изменения в содержание и методику занятий физическими упражнениями. Если признаки усталости появляются у отдельных детей, нужно снизить для них дозировку упражнений, предоставить кратковременный отдых.

 

свернуть

Что такое кинезиологические упражнения и чем они полезны для дошкольников

Кинезиология – это наука о развитии нашего головного мозга посредством движений. Ее методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий мозга. Здесь задействованы не только механические, но и психофизиологические законы развития человека. Кинезиология помогает улучшать двигательную координацию и регулировать утомляемость у танцоров, спортсменов, гимнастов, работников, связанных с физическим трудом. В чем польза кинезиологических упражнений для развития детей дошкольного возраста?

  • Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности).
  • Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости).
  • Приобщение детей к здоровому образу жизни, выработка потребности в регулярных занятиях физической культурой.
  • Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков
  • Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
  • Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).
  • Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Однако психика ребёнка устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребёнку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Представляем вашему вниманию адаптированные, изменённые в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирай­те пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем по­следовательно указательный, средний и т.д. Проба выпол­няется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе

 «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три поло­жения руки на плоскости стола, последовательно сменяю­щих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в ку­лак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ла­донь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («ку­лак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.       

«Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Пра­вой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

«Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

«Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.

свернуть
поделиться в: